Аудиторское заключение

Должна ли организация, подлежащая обязательному аудиту, представлять аудиторское заключение в налоговый орган? Какие последствия ждут организацию за непредставление в налоговый орган аудиторского заключения?

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, организация обязана представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность, что также подтверждается позицией Минфина РФ, изложенной в письмах от 14.04.2010 №03-02-07/1-161, от 22.09.2009 №03-02-07/1-444, от 29.10.2008 №03-02-07/1-43, от 18.02.2003 №16-00-13/01 «О составе представляемой годовой бухгалтерской отчетности» (см. также Определение ВАС РФ от 31.01.2007 №525/07, Постановление ФАС ВВО от 21.11.2005 №А82-2418/2005-29).
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №129-ФЗ) бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки. Указанный перечень является исчерпывающим и определен законом (Постановление ФАС ЗСО от 22.03.2011 №А46-8167/2010).
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона №129-ФЗ срок представления квартальной бухгалтерской отчетности - в течение 30-ти дней по окончании квартала, а годовой – в течение 90 дней по окончании года.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторским заключением признается официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной (Постановление КС РФ от 01.04.2003 №4-П).
П. 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Кроме того, должностное лицо организации (руководитель) может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, что влечет наложение штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб.
Представление (непредставление) аудиторского заключения с нарушением установленного законодательством срока является налоговым правонарушением, установленным п. 1 ст. 126 НК РФ. Такой вывод следует из Постановлений ФАС ЗСО от 04.04.2011 №А75-7682/2010, ФАС СЗО от 17.08.2010 №А56-72213/2009, ФАС ЦО от 25.07.2007 №А64-5050/06-15 (Определение ВАС РФ от 22.03.2007 №1248/07), ФАС ВСО от 21.12.2006 №А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1. В данном случае процедура привлечения налогоплательщика к ответственности должна оформляться по правилам ст. 101.4 НК РФ.
Однако у организации есть возможность оспорить привлечение ее к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление аудиторского заключения в установленный срок.
Как указано в Постановлении ФАС СЗО от 25.05.2009 №А56-22210/2008, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, только в случае, если он располагал истребованными налоговым органом документами (аудиторским заключением), однако уклонялся от их представления на проверку. Аналогичное мнение отражено в Постановлениях ФАС СКО от 08.12.2010 №А63-16697/2008, ФАС УО от 05.05.2010 №Ф09-3083/10-С3, ФАС СЗО от 12.05.2008 №А66-6135/2007.
В Определении ВАС РФ от 24.09.2010 №ВАС-12567/10 отмечено следующее: общество по объективным причинам не имело возможности предоставить годовую отчетность, в том числе аудиторское заключение в срок, предусмотренный п. 2 ст. 15 Закона №129-ФЗ, так как это привело бы к нарушению установленного учредительными документами порядка представления годового отчета. При этом суды, руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ, сделали вывод о том, что противоречие норм, содержащихся в п. 2 ст. 15 Закона №129-ФЗ и в п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон №208-ФЗ) , толкуется в пользу налогоплательщика. С учетом этого, суды сделали вывод об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и оснований для его привлечения к налоговой ответственности.
Таким образом, учитывая неоднозначную практику, у организации есть возможность оспорить привлечение к налоговой ответственности, но это потребует немало усилий, поскольку свою правоту придется доказывать в судебном порядке.

1. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (п. 4 ст. 108 НК РФ). (http://www.ladnn.ru/support/blog/)

Добавить комментарий

Это защита от спама, введите символы с картинки
Image CAPTCHA